Nudge: область применения и факторы архитектуры выбора

Nudge: область применения и факторы архитектуры выбора

Область применения подталкиваний

При разработке подталкиваний необходимо учитывать такие важные факторы: (1) временной промежуток в  выгодах и издержках (costs & benefits), (2) уровень сложности, (3) частота, (4) обратная связь и (5) предпочтения:
1. Чрезвычайно сложно для человека принять правильное решение, когда последствия трудно связать с самим действием и нет мгновенной обратной связи. Поэтому решение, например, о ежедневных физических упражнениях и длительных диетах требует определенных усилий. Напротив, очень легко начать потреблять сладости и алкоголь из-за их мгновенной положительной обратной связи. Следовательно, человек вынужден страдать от недугов, таких как ожирение, алкоголизм, и в таких ситуациях принято применять «подталкивания»[1, c.80].
2. Уровень сложности является важным фактором определяющим необходимость подталкивания. Обычному человеку не требуется толчок для простого решения, но когда выбор становится более сложным, подталкивания очень ценны. Поэтому для процесса принятия решений в сложной ситуации, подобной выбору наилучшей ипотеки люди могут использовать подталкивания [1, c.81].
3. Уровень сложности решения уменьшается по мере возрастания частоты его принятия. Здесь проблема заключается в том, что большинство сложных решений на протяжении жизни принимаются человеком не так уж и часто, например, покупка дома, автомобиля или выбор образовательного учреждения.
4. Первый упомянутый выше фактор касался своевременной корреспонденции или прямой обратной связи, но нужно понимать, что сама обратная связь является одним из важнейших факторов оптимального принятия решений. Если человек не понимает, что он делает, он не сможет научиться на своих ошибках. Следовательно, подталкивание можно и нужно применять тогда, когда у принимающего решение человека существуют некоторые проблемы с обратной связью [1, c.82].

5. Одно из основных условий оптимального выбора состоит в том,что люди должны осознавать свои предпочтения. Очевидно, что многие люди действительно не знают, чего они хотят в некоторых ситуациях и поэтому легко принимают неоптимальные для себя решения. Одной из причин таких случаев является неспособность соотнести существующий выбор с результатом этого выбора в будущем: «Когда людям трудно предсказать, как их выбор в конечном итоге повлияет на жизнь, у них остается меньше шансов на успех из-за множественности вариантов выбора» [1, c.84].

2527900 Книга Thaler& Sunstein «Nudge. Improving Decisions About health, wealth, and happiness»

Во все описанных выше ситуациях, можно проектировать «подталкивания» с целью помочь людям улучшить свою жизнь. Поскольку данные ситуации могут возникать в различных контекстах, концепция «подталкивания» может оказывать положительное влияние на частные и общественные проблемы, такие как охрана окружающей среды, семейное право, выбор образовательного учреждения, экономика, политика и многое другое.

Факторы архитектуры выбора

Концепцию «подталкивания» необходимо использовать дизайнерам среды, так как хороший дизайн должен направлять пользователя в правильную сторону и положительно влиять на его жизнь. Концепция подталкивания дает инструментарий для разработки среды и ее состявляющих делая ее более близкими пользователю и обеспечив качественный пользовательский интерфейс. По этой причине необходимо скрупулёзно подойти к тому, как проектировать подталкивания исходя из принципов оптимальной архитектуры выбора. Существуют 6 фундаментальных факторов архитектуры оптимального выбора: (1) стимулы, (2) понимание сопоставлений, (3) вариант по умолчанию, (4) обратная связь, (5) ожидаемая ошибка и (6) сложная структура архитектуры выбора [1, c.109].
1. Несмотря на то, что стимул, является наиболее очевидным и рациональным фактором влияния в процессе принятия решений, он, при условии своей скрытости, может быть крайне опасен для человека. Ни для кого не секрет,что в процессе выбора, люди осознают издержки, связанные с результатом выбора,но также они учитывают соотношение выгод и издержек (costs & benefits). Однако в неоптимальной архитектуре выбора эти факты могут быть скрыты, из-за того, что человек неправильно интерпретирует стимулы. Хорошим примером является скрытые издержки после принятия решения о покупке. Покупка автомобиля — единовременная инвестиция по сравнению с расходами в процессе его использования. Тем не менее большинство людей недооценивают эти расходы, такие как топливо, стоимость страхования, дальнейший ремонт и т. д. Поэтому правильное подталкивание должно состоять из «прозрачных» стимулов.
2. Поскольку людям сложно правильно оценивать сложные продукты или услуги, дизайнеры среды должны сделать варианты выбора более доступными для понимания: «Хорошая система архитектуры выбора помогает людям улучшить их способность сопоставлять и выбирать оптимальные для себя варианты»[1, c.101].
3. Дефолтный вариант являются наиболее важным фактором, так как нет такой ситуации, в которой вариант по умолчанию не влиял бы на сам процесс выбора из-за приоритетной возможности для лица, принимающего решения, ничего не делать. Иногда архитектура выбора предполагает «необходимый выбор», для которого лицо, принимающее решения, обязано активно участвовать в процессе принятия решений для получения результата. Но в большинстве случаев вся архитектура выбора сводится к «автоматическому» дефолтному варианту из-за лени и/или халатности лица, делающего выбор. Таким образом, архитектора выбора должна обеспечить наилучшее возможное состояние по умолчанию для того, чтобы положительно влиять на результаты поведения.
4. Как уже упоминалось, обратная связь — лучший помощник для человека при обучении на своих ошибках и улучшения способности принимать долгосрочные решения: «Лучший способ помочь людям оптимизировать свой выбор — обеспечить обратную связь. Хорошо спроектированные системы сообщают людям, когда они на правильном пути,а когда совершают ошибки».
5. Для того чтобы разработать оптимальный процесс принятия решений, архитектора выбора должна учитывать коэффициент ошибок человека. Поскольку никто не идеален, система должна быть настолько прощающей, насколько это возможно, чтобы человек мог вскоре принять правильное решение, несмотря на недоразумение или ошибку с его стороны [1, c.96-99].
6. Наконец, основное внимание уделяется сложной структуре архитектуры выбора. В целом, люди склонны уменьшать глубину процесса оценки из-за сложности структуры выбора. Во избежание путаницы предпочитается использовать стратегии упрощающие процесс принятия решения,поскольку люди не могут учитывать каждую деталь в сложной архитектуре выбора и, следовательно, совершают ошибки.Поэтому архитектура выбора должна быть настолько логичной и простой, насколько это возможно для обычного человека.

В своем увлекательном докладе Касс Санстайн поведал о теории «nudge» и поведенческой экономике, разбавив сухую теорию увлекательными примерами из практики применения подталкиваний. Приятного просмотра!

____________________________________________________________
1.Thaler, R. H., & Sunstein, C. R. (2009). Nudge. Improving Decisions About health, wealth, and happiness

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное